RFID роботы станут популярны?
Японская фирма Secom, построила робота - телохранителя для детей. С применением RFID меток цена устройства спустилась до разумных величин. Модель Robot X можно взять на прокат за 2,700 долларов в месяц. Сейчас готовится версия с возможностью наблюдения за школьным двором и пересылкой SMS-отчетов о местонахождении ребенка на мобильные телефоны родителей.
Представьте себе типичную игровую площадку. Стоит солнечный день и на площадке куча детей. Нигде не видно ни одного родителя или взрослого, за детьми наблюдает робот ростом около метра и весом 117 кг.
У детей миниатюрные радиопередатчики, сигнализирующие роботу, когда ребенок удаляется на опасное расстояние. Робот передает изображение в удаленный пункт наблюдения. Когда к кому-нибудь из детей приближается незнакомец, дистанционно-управляемый робот становится агрессивным. Он преследует непрошеного гостя на своих шести колесах, мигает фарами, завывает сиреной и извергает клубы дыма. К тому же киберохранник делает несколько снимков.
Кому-то идея робота-телохранителя для школьников может показаться гениальной, а кому-то — абсурдной, но Robot X годится не только для охраны детских площадок. Это одна из нескольких значительных попыток снабдить роботов органами чувств, которые позволили бы им лучше взаимодействовать с людьми и окружающими объектами при помощи RFID — технологии, которая в течение последнего года получила широкое распространение в библиотеках, тюрьмах, больницах, магазинах, аэропортах, войсках, на промышленных предприятиях и складах. И, конечно же, она приходит в школы. «На самом деле мы пока даже не представляем, что это за технология, — говорит руководитель канадской компании Frontline Robotics Роб Ричардс. — Ее области применения безграничны».
Ученые в Германии, Японии и США видят множество приложений для мобильных роботов, управляемых посредством RFID. Например, германская Infineon Technologies использует RFID для выпуска тевтонской версии популярного в США робота-пылесоса Roomba компании iRobot. Машина Infineon снабжена считывателем RFID, и в режиме работы с «умным ковром», в который вшиты метки RFID, робот не пропустит ни одной крошки или пылинки, обходя пол по самому эффективному маршруту.
Калифорнийская компания Accenture считает, что эта технология сделает интереснее игрушки и игры. Представьте себе куклу, которая различает аксессуары и может потребовать новые, или обнаруживает другие игрушки и реагирует на них. Играть с такой Барби не надоест никогда.
В прошлом году IBM запатентовала самоориентирующуюся машину, оборудованную локационной системой Wi-Fi и считывателем RFID. Она должна помогать магазинам и предприятиям вести учет товаров и инвентаря. А в научно-исследовательской лаборатории Mitsubishi Electric роботов комбинируют с системами RFID и фотодатчиками для манипулирования инструментами на сборочных линиях.
Сегодня коммерческих RFID-роботов очень мало. Их приходу на массовый рынок пока мешают стоимостные и технические ограничения. «Сегодня роботы с RFID-метками можно встретить главным образом на демонстрациях; мы еще очень далеки от практических коммерческих приложений, — говорит вице-президент по маркетингу производителя оборудования RFID ThingMagic Кевин Аштон. — Но идея, несомненно, перспективная».
Одна из главных проблем заключается в том, что для обнаружения чего-то или кого-то роботу нужно, чтобы на этом объекте была метка RFID. Метки состоят из радиоантенны и микрочипа. У них нет собственного источника питания, но при сканировании специальным считывателем они передают уникальный порядковый номер.
За последний год, когда цены на технологию RFID упали, и появились технические стандарты, компании снабдили тысячами меток все на свете — от фишек в казино до библиотечных книг. Согласно прогнозу In-Stat, доходы от продажи меток RFID во всем мире вырастут с $300 млн в 2004 году до $2,8 млрд в 2009.
Робот на складе
Однако, чтобы появиться на предметах повседневного обихода, метки должны стать гораздо дешевле. Сегодня они могут стоить от 15 центов аж до $100. При таких ценах ритейлеры и производители потребительских товаров используют радиометки для контейнеров или поддонов, что позволяет вести учет товаров на складе. На отдельных же тюбиках с зубной пастой и пакетах с носками метки RFID не появятся, пока цена не опустится ниже 5 центов. А до этого еще несколько лет.
Вот почему IBM создает специального RFID-робота для складских помещений. «Дома все должно быть снабжено метками. Это препятствие для выхода на потребительский рынок, — говорит научный сотрудник исследовательской лаборатории IBM им. Ватсона Дэвид Вуд. — Поэтому мы занимаемся складом. Сюда вовлечены большие деньги».
Это не преувеличение. Wal-Mart, активно инвестирующий в RFID для своей высокотехнологичной цепочки поставок, вложил в технологию около $3 млрд. Другие крупные розничные сети, включая Albertsons, Target, британскую Tesco и германскую Metro Group, строят собственные планы в отношении RFID.
Но робот IBM — пока только прототип. Компания пришла к этой идее после сеанса мозгового штурма с участием специалистов по RFID из лаборатории им. Ватсона и местной сервисной группы. Ученые рассудили, что когда компании пометят RFID-метками всё, они столкнутся с проблемой. Придется либо нанимать людей, которые ходили бы со считывателем по складу, либо устанавливать дорогостоящие считыватели по всему помещению. И они выбрали третий вариант — мобильного RFID-робота, способного ориентироваться. «После смены он может систематически обходить помещение склада и делать полную инвентаризацию всех запасов», — говорит Ричардс из Frontline Robotics, которая работает над аналогичной системой.
В прошлом году практикант из Мичиганского университета собрал для IBM прототип, применяя главным образом коммерчески доступные компоненты: ноутбук IBM ThinkPad, считыватель RFID от Intermec Technologies и локационную систему для помещений финской компании Ekahau. В качестве собственно робота в прототипе использовался пылесос Roomba. «Мы вынули механизм пылесоса, чтобы он работал бесшумно и потреблял меньше энергии», — пояснил Вуд.
IBM старается запатентовать, в частности, программу, разработанную для повышения точности ориентирования по системе Ekahau. Компания с нетерпением ждет ответа из Бюро патентов США, но еще больше — реакции заказчиков. Планов выпуска коммерческих систем пока нет. «Мы обсуждали это с некоторыми заказчиками, но я не могу их назвать», — сказал Вуд.
Молодая компания Frontline хочет одной из первых в Северной Америке выпустить коммерчески доступного RFID-робота. Она ведет переговоры с крупным производителем радиометок, который поставляет технологию для Wal-Mart. Ричардс, операционный директор Frontline, не называет его, но надеется, что этой осенью компании подпишут соглашение, которое позволит им соединить свои технологии. В этом случае к весне будущего года Frontline сможет производить тысячи устройств.
Специалисты по RFID, в том числе очень знающие люди из Accenture и HP, говорят, что RFID-роботы могут так и не стать популярными, по крайней мере в некоторых из тех областей, которые сейчас приходят на ум. Во-первых, технологию ориентирования в помещении, главный компонент системы складского учета, трудно реализовать, и она только развивается. Во-вторых, мобильные автономные роботы относительно неуклюжи, сложны и дороги. «Чем больше механических движущихся частей, тем выше вероятность отказа, — говорит главный технолог по RFID лаборатории НР в Пало-Альто Салил Вижайкумар Прадхан (Salil Vijaykumar Pradhan). — В коммерческих и корпоративных средах можно найти более практичные решения».По его мнению, роботы полезнее там, где нет инфраструктуры, например на Марсе или на поле боя в Ираке. На заводах же, складах и в магазинах уже есть достаточная инфраструктура. Зачем возиться с роботом, если можно прикрепить считыватель RFID к электрокару или корзине для покупок, которые все равно ездят? «Лично меня всегда восхищали роботы; у них огромный потенциал, — говорит Прадхан. — Но они не годятся на все случаи жизни. Если есть более простое решение, то оно предпочтительнее».
ИсточникSource
Комментариев нет:
Отправить комментарий